Навигация+

Изделия из Профильной Трубы

Почему кошерное дороже халяля, а «православное» — выгоднее

Почему далеким от религии людям нравится конфессиональная еда, разбирался корреспондент «Денег».
Уроженец Дагестана Магомед У. переехал в город Шахты Ростовской области несколько лет назад. Каждое утро он едет 20 минут на автобусе до работы и, пройдя через проходную, моется, переодевается в стерильный спецкостюм, надевает головной убор и перчатки. В общем, видна одна борода. Затем идет в специальную чистую комнату, где расстилает молельный коврик и молится. Так начинаются его рабочий день и производство продукции по нормам халяля. Это важнейшая часть контракта компании "Евродон" и халяльного центра, приславшего на предприятие Магомеда. После молитвы нужно проследить за чистотой на производстве и технологией — но с этим у "Евродона" все и так было в порядке. Получение халяльного сертификата хлопот "Евродону" доставило, таким образом, немного — а резон в его приобретении был весомый: лидер в сегменте индейки, компания уже около 5% своей продукции продает с маркировкой "халяль" (пять лет назад было 1%), на 3-4% дороже сопоставимых продуктов в сегменте.

На самом деле никакой приверженности исламу ни владельцы, ни менеджеры "Евродона" не испытывают. Ростовская компания просто верно угадала тренд: продажа еды под брендами, связанными с религией, располагает покупателя к производителю. Даже когда эта связь выдуманная. В 2010 году, например, "Евродон" зарегистрировал торговую марку "Индейка Пасхальная" — явно рассчитывая на аберрацию сознания потребителя, который так мечтает отметить праздник с гигантской жареной птицей, что готов не делать различий между православной Пасхой и американским Днем благодарения.


___Себестоимость кошерной баранины существенно выше, чем халяльной / Фото: Дмитрий Духанин

Святее РПЦ

На православии в правильное время действительно можно неплохо заработать и повысить продажи, поэтому российские производители с готовностью используют любые тематические наклейки перед Великим постом и Пасхой. Питерская компания "Петрохолод", которую многие считают в этом деле первопроходцем, еще в 2006 году придумала бренд "Русь православная", и стала выпускать под ним вегетарианские пельмени и котлеты, продаются они главным образом во время Великого поста. На сайте компании указано, что бренд получил официальное благословение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, епископа Выборгского Назария.

Между тем известно, что никакого официального свода правил относительно "правильных" продуктов питания у христиан нет, а Русская православная церковь даже дала отрицательный отзыв на идею Общественной палаты о специальной сертификации православной еды. Зато к этой идее с энтузиазмом отнеслась компания "Амскорт Интернэшнл". Она уже довольно давно предлагает сертификаты собственного изобретения, например "Знак качества", а в позапрошлом году придумала сертификат "Православный стандарт" (РПЦ от такой сертификации не в восторге).

Производители еды по собственному усмотрению снабжают свою продукцию наклейками типа "рекомендовано в Пасху" — и это работает. "Каждый год мы отмечаем рост продаж овсяного печенья "Посиделкино" в период Великого поста. Мы маркируем упаковки продукции специальным значком "можно в пост". В среднем, по опыту нескольких лет, в период поста мы видим рост продаж порядка 35-40%", — говорит региональный менеджер компании "Любимый край" Екатерина Подовинникова. При этом надо понимать, что бюджет на значок — мизерный.






Похожие публикации